• Приемная:
    8(4922)54-72-10, 54-39-08, 38-36-03
  • Центральный диспетчер:
    (4922) 54-47-88
  • :

Информация для СМИ

 УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

ОАО “Владимирпассажиртранс”

 

___________________________/Ю. Ю. Лабин/

«__»_____________2015 г.

 

 

 Программа

повышения энергоэффективности

ОАО «Владимирпассажиртранс»

 

  

Владимир, 2015 г.

 

 

Паспорт программы.

табл.1

Наименование программы

Повышения энергоэффективности

ОАО «Владимирпассажиртранс»

Основание для разработки программы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2010 г. N 3294

«Об утверждении долгосрочной целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности г. Владимира в 2010 - 2012 годах и на период до 2020 года»

Разработчик программы

ОАО « Владимирпассажиртранс»

Цель Программы

Повышение энергоэффективности эксплуатации и обслуживания подвижного состава

Задачи Программы

1. Сокращение расхода электроэнергии на электротягу при эксплуатации троллейбусов.

2. Увеличение надежности эксплуатации подвижного состава.

3. Повышение комфортности и скорости транспортного обслуживания пассажиров.

4. Снижение потерь от простоев подвижного состава на линии ввиду аварий на контактной сети и ДТП.

5. Снижение трудоемкости и затрат на обслуживание и ремонт подвижного состава.

6. Снижение расхода электроэнергии на уличное и внутрицеховое освещение.

7. Снижение расхода природного газа и затрат на обслуживание газовой котельной.

Сроки и этапы реализации

2015 - 2016 (20) годы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования мероприятий программы 90,837 млн. руб.

в т.ч.:

Финансирование из бюджета города Владимира - _______млн. руб.;

Финансирование из Областного бюджета - _________ млн. руб. Внебюджетные средства 6,361 млн. руб.

 

Ожидаемые конечные результаты Программы

Экономия затрат на электроэнергию и природный газ до 24 млн. руб. в год. Сокращение расходов на ремонт и обслуживание подвижного состава, вспомогательного оборудования. Увеличение доходов от перевозки пассажиров при использовании троллейбусов с «длинным» автономным ходом.

Исполнители Программы

ОАО «Владимирпассажиртранс»

 

Принятые сокращения:

 

  • ПС – подвижной состав

  • РКСУ — реостатно-контакторная система управления тягового двигателя троллейбуса;

  • МСУД — микропроцессорная система управления тягового двигателя троллейбуса (аналоги: ТИСУ – тиристорно-импульсная система управления, ТрСУ – транзисторная система управления);

  • ТО-1 – техническое обслуживание № 1 (через 1500 км пробега или 1 раз в 8 суток);

  • ТО-2 – техническое обслуживание № 2 (через 11000 км пробега);

  • ТР – текущий ремонт троллейбусов (через 80000 км пробега);

  • ТЭД – тяговый электродвигатель,

  • LED-светильник использующий в качестве источников света светодиоды.

 

1. Состав программных мероприятий по модернизации существующего ПС.

 

  • Замена электропривода управления тяговым электродвигателем с РКСУ на МСУД (ТИСУ, ТрСУ):

  • без замены ТЭД;

  • с заменой ТЭД;

  • с монтажом оборудования «длинного» автономного хода.

  • Замена ламп накаливания на энергосберегающие светодиодные LED-светильники для освещения салонов троллейбусов.

  • Установка на троллейбусах индивидуальных счетчиков расхода электроэнергии.

  • Модернизация газовой котельной в троллейбусном депо № 2.

  • Замена уличных и внутрицеховых ДРЛ светильников на энергосберегающие светодиодные LED-светильники

Представленные мероприятия могут быть осуществлены как в комплексе, так и независимо друг от друга.

 

 

 

2. Описание реостатно-контакторной системы управления тяговым двигателем (РКСУ).

 

На балансе ОАО «Владимирпассажиртранс» находится 115 троллейбусов. 103 троллейбуса оборудованы реостатно-контакторной системой управления (РКСУ), использующей для регулировки частоты вращения тягового электродвигателя (скорости движения) реостаты. Установленные на троллейбусах ОАО “Владимирпассажиртранс” РКСУ разработаны для троллейбуса мод. ЗИУ – 682 (серии Б. В, Г. 016-02) и используются так же на троллейбусах других моделей производства ОАО «Трансальфа» г. Вологда, «Белкоммунмаш» г. Минск

В основу принципа работы РКСУ положено подключение к обмоткам ТЭД набора фиксированных элементов сопротивлений, называемых пускотормозными реостатами, которые ограничивают силу проходящего через эти обмотки электрического тока. Ступенчатое изменение подключенного к обмоткам ТЭД сопротивления достигается посредством достаточно сложной коммутации групп пускотормозных реостатов специализированным устройством, называемым групповым реостатным контроллером (ЭКГ-20Б). Коммутация групп происходит благодаря механическому замыканию/размыканию контактов цепи управления и силовых цепей тягового двигателя в определенной последовательности Необходимость ступенчатого изменения диктуется требованиями плавного разгона-торможения троллейбуса во избежание травм находящихся в нем пассажиров, для обеспечения равномерного комфортного разгона и замедления. При сборе той или иной схемы включения пускотормозных реостатов в цепь ТЭД используются электромагнитные контакторы (КПП-113 и КПД-110) — сильноточные коммутационные устройства релейного принципа действия, оснащенные приспособлениями для дугогашения и блокировочными контактами, а так же кулачковые элементы (КЭ – 42, 54, 61) нажимного типа.

В качестве ТЭД в системе РКСУ используются коллекторные двигатели постоянного тока с последовательной или смешанной системой возбуждения. В троллейбусе ЗИУ – 682 или его аналогах используется двигатель ДК – 213.

Состав РКСУ троллейбуса ЗИУ – 682 или аналога

  • контакторная панель ТП – 94 (9 электромагнитных контакторов, 4 специальных реле);

  • групповой реостатный контроллер ЭКГ – 20Б (22 кулачковых элемента нажимного типа, 1 реле, 1 электродвигатель);

  • контроллер водителя КВП – 22 (10 кулачковых элементов нажимного типа);

  • пускотормозной реостат (15 элементов – сопротивления типа КФ – 51, расположенных в специальном кожухе с принудительной или естественной системой охлаждения);

  • шунтовой реостат (5 элементов – сопротивлений типа СР – 200).

Основные недостатки РКСУ:

  • нерациональный расход электроэнергии, значительная часть которой уходит на нагрев пускотормозных сопротивлений без совершения полезной работы. Потери электроэнергии на нагрев составляют более трети общего расхода на электротягу;

  • высокая стоимость комплектующих и расходных материалов — контакторы, кулачковые элементы, элементы сопротивлений содержат дорогостоящие цветные, полудрагоценные и драгоценные металлы. Расходы общества на запасные части и материалы для ремонта и обслуживания РКСУ составляют около 1,0 млн руб. в год;

  • низкая надежность РКСУ. Сложность электромеханических узлов и деталей является причиной частых выходов их из строя. Согласно статистике 25% технических отказов троллейбусов приходится на РКСУ, что за год составляет около 10,5 час в среднем на один троллейбус. Кроме того нештатная работа РКСУ серьезно влияет на работу ТЭД, что в свою очередь, часто приводит к выходу его из строя с последующим дорогостоящим ремонтом ТЭД или его заменой (стоимость ДК – 213 составляет 350 тыс. руб.).

  • высокая трудоемкость обслуживания. Согласно существующей технологий обслуживания узлов и агрегатов РКСУ, трудозатраты при проведении комплекса плановых осмотров и ремонтов (ТО-1, ТО-2, ТР.) и заявочных ремонтов в течение года составляют около 204 чел/час на один троллейбус (затраты на оплату труда – 35397 руб. в год на один троллейбус или 3645,9 тыс. рублей на весь парк ПС)

 

3. Описание микропроцессорной системы управления тяговым электродвигателем.

 

Микропроцессорная система управления тяговым электродвигателем (МСУД) — комплекс компьютерного, электронного и электромеханического оборудования на основе IGBT транзисторов для управления тяговыми электродвигателями ПС. Основным принципом работы МСУД является регулирование оборотов и вращающего момента ТЭД путём формирования в обмотках ТЭД импульсов электрического тока с заданной частотой и скважностью следования. При необходимости увеличения оборотов или вращающего момента импульсы становятся более частыми и длительными во времени, таким образом возрастает средний ток через ТЭД. Если нужно понизить обороты или развиваемый момент, то МСУД формирует более редкие и короткие импульсы в их временной последовательности, обеспечивая уменьшение среднего тока, проходящего через обмотки ТЭД. При работе с асинхронными ТЭД переменного тока МСУД так же производит разложение постоянного напряжения контактной сети 600 Вольт на многофазное переменное с регулируемой частотой вращения поля и изменением напряжения для контроля момента тяги или торможения

Использование современных микропроцессорных систем управления тяговым электродвигателем позволяет избежать потерь электроэнергии на нагрев, тем самым значительно повысить КПД электропривода, Так же, за счёт бесступенчатого увеличения тока в обмотках ТЭД, МСУД позволяет достичь плавного разгона транспортного средства без рывков и толчков. Отсутствие сложных электромеханических устройств, механической коммутации положительным образом сказывается на надёжности всего электрооборудования троллейбуса.

Кроме того большинство МСУД позволяют реализовать на троллейбусе систему автономного хода (движение без контактной сети) различной длины в зависимости от комплектации привода устройствами соответствующего автономного хода и расчетным количеством аккумуляторных батарей.

МСУД можно условно разделить на 3 типа:

  • работающие с двигателями постоянного тока;

  • работающие с асинхронными электродвигателями (переменного тока);

  • универсальные МСУД, работающие с электродвигателями как переменного, так и постоянного тока.

Учитывая то, что РКСУ работает с ТЭД постоянного тока, то наименее затратным является вариант установки МСУД 1-го и 3-го типов, так как в этом случае не требуется приобретение и замена ТЭД. (Цена асинхронного электродвигателя, способного выполнять функции ТЭД троллейбуса составляет 250 тыс. руб.) Установка МСУД с заменой ТЭД на асинхронный двигатель целесообразна при условии отсутствия исправных ТЭД постоянного тока. Кроме того установка асинхронных ТЭД позволяет в большей степени экономить на затратах связанных с обслуживанием коллекторных двигателей постоянного тока.

На рынке МСУД представлены изделия различных производителей, при этом все они имеют примерно одинаковую стоимость и эксплуатационные характеристики, см. табл.

табл.2

Наименование организации-поставщика

Стоимость

(тыс. рублей)

Номенклатура (комплект)

ООО «Чергос» г. С-Петербург

660,0

Комплект тягового электропривода

ЗАО НПП «ЭПРО» г. С-Петербург

630,0

Комплект тягового электропривода

ОАО «ЗЭАЗ» г. Запорожье Украина

18,5тыс. долларов (без таможни)

В полной комплектации

ЗАО «Канопус» , г. Златоуст

665,0

Комплект тягового электропривода

ООО «ЧелябТрансСервис»

670,0

Комплект тягового электропривода

Все представленные системы разработаны с учетом возможности монтажа в условиях эксплуатационных парков силами работников депо.

 

4. Технико-экономические показатели, полученные при эксплуатации троллейбуса с МСУД

С 2012 по 2014 года, за счет средств предприятия, в условиях троллейбусного депо произведена модернизация десяти троллейбусов модели 5275-05 «Оптима» и 016-02-04, производства ОАО «Тролза» г. Энгельс. Установлены микропроцессорные привода SDMC-103/1 (ООО «ЧелябТрансСервис») без замены ТЭД. На 3-х троллейбусах реализована система «длинного» автономного хода (не менее 15000 м с нормальной скоростью) на базе комплекта голевых аккумуляторов. Сметная стоимость работ по переоборудованию троллейбуса составила 658 513 рублей (без системы автономного хода). В ценах 2015 года стоимость работ составит 817 755,16 рублей.

Состав базового комплекта микропроцессорной системы управления двигателем постоянного тока SDMC-103/1:

табл.3

п/п

Наименование

Кол.

1

Блок управления MFI-450/10/5-02

1

2

Бортовой пульт PDC-002

1

3

Коммутирующий модуль MI-6d

1

4

Датчик ускорителя TMU-1

1

5

Магнитный датчик MDI

1

6

Преобразователь CNV28-06

1

7

Мотор вентилятор VSR-28/1,5

1

 

Функции установленной МСУД согласно спецификации:

  • Плавное управление электродвигателем с точным соблюдением заданных в FLASH память контроллера технических параметров, характеристик и диаграмм двигателя.

  • Раздельная система плавного управления независимой обмоткой параллельного потока возбуждения по заданным диаграммам в зависимости от нагрузки и угла педали ускорителя.

  • Аппаратная и программная защита двигателя по всем параметрам.

  • Полная диагностика системы и периферийных устройств.

  • Программная обработка ошибок и оперативное сообщение кодов неисправности.

  • Просмотр кодов неисправностей на экран и их считывание в компьютер из FLASH памяти контроллера.

  • Тестовый режим системы и периферийных устройств.

  • Задание оптимальной ходовой характеристики в зависимости от загруженности, топографических и климатических условий.

  • Программная функция энергосбережения.

  • Ограничение по току.

  • Оперативный контроль давления в тормозной системе.

  • Программное задание угловых функций педалей водителя в необходимых пределах.

  • Диагностика механизмов ускорителя и тормоза.

  • Коммуникационные возможности RS232.

  • Возможность изменения рабочих диаграмм, параметров управления диагностики и защиты с помощью клавиатуры контроллера через электронный ключ.

  • Возможность оперативного обновления программного обеспечения в FLASH память с новым алгоритмом управления.

Выбор данного типа привода был обусловлен относительной простотой монтажа, при наиболее полном функциональном наборе технико-эксплуатационных характеристик, возможностью поэтапного дооборудования данного привода системой автономного хода заданной длины.

Монтаж привода осуществлен при проведении планового текущего ремонта троллейбуса, без значительных доработок кузова

После окончания работ были проведены тестовые испытания и сравнительные замеры расхода электроэнергии.

 

Объекты испытаний:

  • Троллейбус Тролза-5275-05 «Оптима», инвентарный № 173 с микропроцессорной системой управления двигателем постоянного тока SDMC-103;

  • Троллейбус Тролза-5275-05 «Оптима», инвентарный № 175 с реостатно-контакторной системой управления тяговым двигателем.

 

Средства измерения:

  • приборы РЭТТ-2, установленные на троллейбусах заводом-изготовителем.

Результаты замеров потребляемой электроэнергии отмечены в таблице:

табл.4

Дата

Инвентарный

№ троллейбуса

тр.

Пробег

за смену,

км

Потребление

эл. энергии. за

смену,

кВт*ч

Потребление

эл. энергии. на

1 км пути,

кВт*ч

 

Показания

счетчиков

на начало смены,

кВт*ч

Показания

счетчиков

на конец смены,

кВт*ч

17.08

173

166,4

245,9

218

421

1,31

1,71

12124

3121

12342

3542

175

18.08

173

113,7

192,9

133

317

1,17

1,64

12342

3542

12475

3859

175

19.08

173

89,1

192,9

117

302

1,30

1,57

12475

3859

12592

4161

175

22.08

173

139,9

205,5

171

331

1,22

1,61

13349

4923

13520

5254

175

23.08

173

212,9

236,1

266

378

 

1,25

1,60

13520

5254

13786

5602

175

 

В результате проведенных замеров установлено, что среднее потребление электроэнергии троллейбусом на тягу (без вспомогательного оборудования) на один км пути составило:

  • 1,25 кВт ч троллейбусом Тролза 5275-05 «Оптима», инвентарный № 173, оборудованным микропроцессорной системой управления тяговым двигателем SDMC-103 (МСУД);

  • 1,63 к Вт ч троллейбусом Тролза 5275-05 «Оптима», инвентарный № 175, с реостатно-контакторной системой управления тяговым двигателем (РКСУ).

Следовательно, экономия электроэнергии на тягу на один км пробега составляет 0,38 кВт ч или 30 %.

Экономия общего расхода электроэнергии с учетом соотношения мощностей тягового и вспомогательного оборудования (86,5 % и 13,5 % соответственно) составляет в среднем 26 %.

 

Расчетная экономия расхода электроэнергии от замены РКСУ на МСУД:

табл.5

Наименование показатели

Ед. изм.

Значение показателя

Расход электроэнергии на 1 ед. ПС с РКСУ в год

к Вт ч

215 000

Коэффициент экономии электроэнергии при переоборудовании

%

26

Экономия электроэнергии на 1 ед. ПС при замене РКСУ на МСУД в год

к Вт ч

55 900

Экономия затрат на электроэнергию на 1 ед. ПС при замене РКСУ на МСУД в год

тыс. руб.

205,7

Экономия затрат на обслуживание РКСУ

тыс. руб.

35,4

Затраты на монтаж МСУД ( калькуляция в приложении 1)

тыс. руб.

817,8

Срок окупаемости

год

3,4

Стоимость электроэнергии ( в ценах 2014 года) -3,68 руб. /кВт ч

 

Учитывая дополнительные факторы, изложенные выше: снижение затрат на обслуживание и ремонт систем управления; снижение затрат на запасные части и материалы; снижение отказов по техническим неисправностям и как следствие рост выручки; рост тарифов на потребление электроэнергии (в среднем 15 % в год), срок окупаемости вложений на переоборудование троллейбусов ожидается ниже расчетного показателя.

Оптимальное количество ПС по нашему предприятию, подлежащих установке данного типа привода с учетом сроков эксплуатации – 70 ед. с учетом модернизированных в 2012 – 2014 гг. – 7 шт

В таблице приведены значения экономии затрат на электроэнергию при модернизации различного количества троллейбусов

 

 

 

табл.6

Кол-во модернизируемых троллейбус

ов,

шт.

Стоимость монтажа электропривода

(1 шт. – 817,8 тыс. руб.),

тыс. руб.

Экономия расхода электроэнергии в год на 1 троллейбусе,

кВт ч

Общая экономия расхода электроэнергии в год по предприятию,

кВт ч

Общая экономия затрат на электроэнергию в год по предприятию, тыс. руб.

(в ценах 2012 г.)

40

32 712,0

 

55 900

2 236 000

11 498,63

50

40 890,0

2 795 000

10 285,60

60

49 068,0

3 354 000

12 342,72

70

57 246,0

3 913 000

14 399,84

 

 

5. Обоснование применения системы «длинного» автономного хода при проведении модернизации троллейбусов

 

Развитие современных технологий в области аккумулирования электроэнергии, основанных на применении литий-ионных аккумуляторов позволяет провести модернизацию троллейбусов со смонтированным «длинным» автономным ходом, позволяющему троллейбусу проходить значительные расстояния (30 км и более со скоростью городского потока) без питания от контактной сети. В этом случае экономия расхода электроэнергии достигает 50% ввиду полного возврата генерированной при торможении электроэнергии в аккумуляторы. Кроме того многократно возрастает автономность и маневренность троллейбусов, появляется возможность транспортного обслуживания районов города и ближнего пригорода без строительства контактной сети и подстанций электропитания. Для данного переоборудования используются привода МСУД, применяемые для первого типа модернизации. Добавляются батареи аккумуляторов и блоки рекуперации (возврата электроэнергии при торможении). На сегодняшний день в городах Новосибирск и Саратов проходят эксплуатационные испытания троллейбусы с «длинным» автономным ходом.

Примерная стоимость переоборудования троллейбуса под «длинный» автономный ход, протяженностью 15 км равна 2,2 млн. рублей. В расчет стоимости переоборудования включены затраты по установке МСУД (прил. 1), стоимость комплекта литий ионных аккумуляторов (комплект рассчитывается с учетом длины автономного хода), стоимость доработки каркаса основания кузова с учетом размещения батарей (от 700 кг и более).

 

Расчет экономии от применения системы «длинного» автономного хода при проведении модернизации троллейбусов

 

 

 

табл.7

Наименование показатели

Ед. изм.

Значение показателя

Расход электроэнергии на 1 ед. ПС с РКСУ в год

к Вт ч

215 000

Коэффициент экономии электроэнергии при переоборудовании

%

50

Экономия электроэнергии на 1 ед. ПС при переоборудовании под «длинный» ход в год

к Вт ч

107 500

Экономия затрат на электроэнергию на 1 ед. ПС

при переоборудовании под «длинный» ход в год

тыс. руб.

395,6

Экономия затрат на обслуживание РКСУ

тыс. руб.

35,4

Затраты на переоборудование троллейбуса на «длинный» ход

тыс. руб.

2 200

Срок окупаемости

год

5,1

Стоимость электроэнергии (в ценах 2013 года) -3,68 руб /кВт

 

Системой «длинного» автономного хода целесообразно оборудовать часть подвижного состава. Расчеты по количеству данной модернизации возможно провести при пересмотре маршрутной сети города.

В целом по предприятию с учетом примерного количества типов модернизации: 45 шт. с установкой МСУД без «длинного» автономного хода и 25 шт. с установкой «длинного» автономного хода — получаем затраты на комплексную модернизацию и показатели экономии (см. табл.).

табл.8

№ п/п

Наименование показателя

Установка МСУД

Установка МСУД с «длинным» автономным ходом

Итог

1

Количество модернизаций, шт.

38

(7 до 2015 г)

22

(3 до 2015 г.)

70

2

Стоимость монтажа единицы, тыс. руб.

817,8

2 200

 

3

Общая стоимость работ с 2015 года,

тыс. руб.

31 076,4

48 400

79 476,4

4

Экономия электроэнергии за год после модернизации единицы, кВт ч

55 900

107 500

 

5

Экономия электроэнергии за год после модернизации всего,

кВт ч

2 515 500

2 687 500

5 203 000

6

Стоимость сэкономленной электроэнергии в ценах 2014 года, тыс. руб.

9 257,04

9 890,0

19 147,04

7

Экономия затрат на обслуживание РКСУ, тыс. руб.

1 593,0

885,0

2 478,0

8

Срок окупаемости, год 2,9* 4,5*

3,7*

*Без учета затрат по кредиту.

 

6. Обоснование применения LED – светильников в качестве освещения салонов троллейбусов

 

Применение в качестве освещения салонов современных LED – светильников позволяет снизить расход электроэнергии на освещение салонов примерно в 10 раз, что составляет около 1000 кВт*час или 3,5 тыс. рублей на один троллейбус в год. Кроме того, отсутствуют затраты на замену перегоревших ламп накаливания и обслуживание светильников, снижается нагрузка на низковольтную сеть троллейбуса и аккумуляторные батареи, существенно продляется срок их службы.

 

Расчет экономии от применения LED - светильников

табл.9

Наименование показатели

Ед. изм.

Значение показателя

Экономия электроэнергии на 1 ед. ПС при использовании LED в год

к Вт ч

1000

Экономия затрат на электроэнергию на 1 ед. ПС при использовании LED в год

тыс. руб.

3,5

Затраты на замену комплекта светильников на 1 ед. ПС

тыс. руб.

14,3

Количество ед. ПС

Шт.

50

Затраты на замену светильников на 50 ед. ПС

тыс. руб.

715

Срок окупаемости

год

4

 

 

 

7. Обоснование применения индивидуальных счетчиков расхода электроэнергии на троллейбусах

 

При эксплуатации троллейбусов немаловажным фактором для экономии расхода электроэнергии являются режимы вождения, применяемые водителем. Частые и затяжные пуски, малое использование выбега, движение на энергозатратных маневровых позициях, торможение пневмомеханическим тормозом приводят к значительному росту расхода электроэнергии на тягу. Кроме того, нерациональное использование систем отопления кабины и салона так же способствует росту расхода электроэнергии, особенно в зимний и весенне-осенний периоды. Объективно оценить рациональность эксплуатации ПС водителем возможно при условии четкого измерения расхода электроэнергии за время рабочей смены.

Сбор и обработка информации по индивидуальному расходу электроэнергии с учетом времени года и суток, модели троллейбуса, маршрута и наряда позволит объективно оценить качество работы водителя. Путем разработки показателей премирования за экономию расхода электроэнергии и, наоборот, депремирования за перерасход возможно воздействие на конкретного водителя для применения экономного режима вождения при эксплуатации троллейбуса.

Производимые на сегодняшний день троллейбусные электросчетчики изготавливаются по индивидуальным техническим условиям заказчика и продаются в ценовой категории от 20 до 45 тыс. рублей. Стоимость оборудования 100 троллейбусов ориентировочно составляет от 2000,0 до 4500,0 тыс. рублей.

При оборудовании троллейбусов счетчиками расхода электроэнергии, разработке и применении премиального положения по расходу электроэнергии экономия может составить от 3 до 5 % расходуемой на движение троллейбусов электроэнергии, что в денежном выражении составляет от 1800,0 до 3000,0 тыс. рублей в год. Срок окупаемости составит не более 1,5 лет

 

 

8. Обоснование модернизация газовой котельной,

 

В газовой котельной, расположенной в троллейбусом депо № 2 используются газовые водогрейные котлы типа ТВГ – 1,6 с низким КПД в сравнении с современными автоматическими газовыми водогрейными котлами. В случае замены установленных котлов экономия газа равна и выше 40 %. Кроме того использование современных газовых котлов не требует наличия дежурного персонала, что позволяет экономить фонд заработной платы. Снижаются также затраты на эксплуатацию оборудования котельной, при повышении надежности и снижении аварийности работы.

Капиталовложения, учитывая объемы генерируемого тепла, проектные работы, приобретение и монтаж котлов и работы по реконструкции узла водоподготовки, составят ориентировочно 5000 тыс.руб.

 

Расчет экономической эффективности от модернизации котельной приведен в таблице:

табл.10

Наименование

ед. изм.

Значение показателя

Капитальные затраты на модернизацию котельной всего.

тыс. руб.

5000

Расход газа до модернизации в год

тыс. куб. м.

353

Расход газа до модернизации в год

тыс. руб.

1604

Расход газа после модернизации в год

тыс. куб. м.

212

Экономия газа (40%) в год

тыс. куб. м.

141

Экономия газа (40%) в год

тыс. руб.

642

Экономия з/пл в год (оператор газовой котельной 4 чел),

тыс. руб.

628

Итого экономия

тыс. руб.

1270

Срок окупаемости, год.

год

3,9

 

 

9. Обоснование замены уличных и внутрицеховых ДРЛ -светильников на светодиодные LED – светильники

 

 

В качестве основного источника света для освещения территорий депо и внутрицеховых производственных помещений используются ДРЛ светильники различной электрической мощности от 250 до 700 Вт.

ДРЛ-светильники несмотря на повсеместную распространенность имеют ряд серьезных недостатков.

  • Высокая электрическая мощность. Низкие показатели по величине светового потока. Реальная электрическая мощность ДРЛ светильника в среднем на 37 % превышает паспортную мощность и значительно выше (в 5 – 10 раз) для соответствующего уровня светового потока газоразрядных и светодиодных ламп.

  • Ухудшение показателя коэффициента электрической мощности потребителя. Использование ДРЛ светильников в больших количествах ведет к увеличению реактивной составляющей электрической нагрузки потребителя (снижению cos φ) и росту потерь электроэнергии на нагрев электросетей и, как следствие общему росту затрат на потребленную электроэнергию.

  • Малый срок службы, высокая стоимость обслуживания при эксплуатации. Средний срок службы ДРЛ-лампы составляет 1,44 года (статистика замен за 3 года). В стоимость замены лампы включаются затраты по установке лампы в светильник с использованием автовышек различной модификации, ремонт пускорегулирующей аппаратуры светильника и обязательные затраты на утилизацию ртутьсодержащих ламп ДРЛ. Замена одной ДРЛ-лампы с учетом вышеизложенного оценивается в 0,782 тыс. руб.

 

Светодиодные светильники лишены подобных недостатков. Отдача по световому потоку превышает лампы накаливания и ДРЛ в среднем в 10 раз. Срок службы светодиодов превышает 10 лет, что положительным образом сказывается на стоимости обслуживания светильников. Реактивная составляющая мощности светодиодного светильника лежит в емкостной области, что повышает общий коэффициент электрической мощности потребителя (cos φ), основу электропотребления которого составляют электродвигатели, магнитные пускатели и т.п. индуктивная нагрузка

 

В качестве исходных данных для расчета экономической эффективности замены ДРЛ-светильников на LED–светильники принимаем:

 

табл.11

п/п

Показатель

Ед.измерения

Величина

1

Общее количество ДРЛ-светильников на предприятии

шт.

191

2

Средняя мощность ДРЛ-светильника (расчетная величина)

кВт

0,576

3

Среднее время работы светильника в сутки/год

час

10/3650

4

Стоимость электроэнергии на U=0,4 кВ

руб.

3,68

5

Стоимость обслуживания одного ДРЛ-светильника в год

руб.

540,36

6

Мощность одного LED – светильника

кВт

0,075

7

Средняя стоимость LED – светильника вместе с монтажом

тыс.руб.

6,0

 

 

Сравнительные эксплуатационные показатели и величина экономии от применения светодиодных светильников приведены в таблице:

 

табл.12

п/п

Показатель на единицу

ДРЛ

LED

1

Капиталовложения, тыс. руб.

-----

6,0

2

Расход электроэнергии в год, кВт час

2102,4

273,75

3

Затраты на электроэнергию в год, тыс. руб.

7,736

1,007

4

Затраты на обслуживание в год, тыс.руб.

0,540

-----

5

Сумма затрат за год, тыс. руб.

8,276

1,007

6

Экономия затрат за год, тыс. руб.

-----

7,269

7

Срок окупаемости, год

-----

0,82

 

Капиталовложения на замену 191 ДРЛ-светильников на светодиодные составит 1 146,0 тыс. руб. Экономия затрат — 1 388,4 тыс. руб. в год

  

 

8. Объемы финансирования программы.

 

 

табл.13

п/п

Мероприятия программы

Общая стоимость, тыс. руб.

1

Установка МСУД на троллейбусы –37 ед.

31 076,4

2

Установка автономного хода на троллейбусы - 22 ед.

48 400,0

3

Установка светодиодных светильников на подвижном составе – 50 ед.

715,0

4

Установка приборов учета э/э – 100 ед.

4 500,0

5

Модернизация газовой котельной

5 000,0

6

Замена уличных и внутрицеховых светильников ДРЛ на светодиодные – 191 ед.

1 146,0

7

Итого:

90 837,4

 

 

8. Источники

финансирования Программы

 

Для реализации программных мероприятий по модернизации ПС необходимо участие ОАО "Владимирпассажиртранс" в Долгосрочной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Владимир на 2010-2012 годы и на перспективу до 2020 года. В рамках этой Программы предусмотрено финансирование за счет бюджета города и внебюджетных средств.

 

Объемы и источники финансирования. табл.14

Источники финансирования

Всего,
млн.
руб.

В том числе по годам, млн. руб.

2014

2015

2016 - 2017

Общий объем финансирования
программных мероприятий, в том
числе:

90,837

 

 

 

- бюджет города Владимира

84,476*

 

36,076*

48,4*

- бюджет Владимирской области

 

- внебюджетные источники

6,361

6,361

 

 

* Определить процентное соотношение финансирования из бюджетов города и области.

 

 

9. Оценка эффективности реализации Программы

 

 

Экономия расхода электрической энергии и природного газа за год на эксплуатацию и обслуживание ПС.

 

табл.15

№ п/п

Наименование мероприятия

Единицы измерения

Прогнозные значения показателей годовой экономии в сравнении с 2012 годом

2014

2015

2016

2020

(итого)

1

Установка МСУД

шт.

7

38

 

45

тыс. кВт*ч

391,3

2 124,2

 

2 515,5

млн. руб.

1,440*

7,817*

 

9,257*

2

Установка автономного хода

шт.

3

 

22

 

тыс. кВт*ч

322,5

 

2 365,0

2 687,5

млн. руб.

1,187*

 

8,7*

9,89*

3

Установка светодиодных светильников на подвижном составе 50 ед

тыс. кВт*ч

 

50,0

 

50,0

млн. руб.

 

0,17*

 

0,17*

4

Установка приборов учета э/э, 100 ед.

тыс. кВт*ч

 

800,0

 

800,0

млн. руб.

 

2,78*

 

2,78*

5

Модернизация газовой котельной

тыс. м3 (газ)

 

141

 

141

млн. руб

 

0,642

 

0,642

6

Замена светильников ДРЛ на светодиодные, 191 ед.

тыс. кВт*ч

 

349,27

 

349,27

млн. руб.

 

1,29

 

1,29**

7

Итого

тыс. кВт*ч

713,8

3 323,47

2 365,0

6 402,27

тыс. м3 (газ)

 

141

 

141

млн. руб.

2,627

12,699

8,7*

24.03*

* средний тариф 2014 года

** средний тариф 2014 года на U=0,4 кВ 

 

 

10. План мероприятий Программы на 2015 – 2016 годы

табл.16

№ пп

Наименование мероприятия

Исполнитель

Срок исполнения

Объем ассигнований в млн. руб.

Показатель результативности

МБ

ОБ/ФБ

ВНИ

1

Замена электропривода управления тяговым электродвигателем с РКСУ на МСУД

(45 ед. ПС)

Отдел транспорта и связи,

ОАО «Владимирпассажиртранс»

2014

 

 

 

Экономия расходов на электроэнергию 9.257 млн. руб. в год. Срок окупаемости 2.9 года

2015

31 076,4

 

2016

 

 

 

2

Замена электропривода управления тяговым электродвигателем с РКСУ на МСУД с «длинным автономным ходом (25 ед. ПС)

Отдел транспорта и связи,

ОАО «Владимирпассажиртранс

2014

 

 

 

Экономия расходов на электроэнергию 9.89 млн. руб. в год. Срок окупаемости 4,5 года

2015

 

 

 

2016

48 400,0

 

3

Замена ламп накаливания на энергосберегающие светодиодные LED-светильники для освещения салонов троллейбусов (50 ед. ПС)

 

ОАО «Владимирпассажиртранс

2014

 

 

 

Экономия расходов на электроэнергию 0,175 млн. руб. в год. Срок окупаемости.4 года

2015

 

 

0.72

2016

 

 

 

4

Установка на троллейбусах индивидуальных счетчиков расхода электроэнергии (100 ед.ПС)

 

ОАО «Владимирпассажиртранс

2014

 

 

 

Экономия расходов на электроэнергию 3 млн. руб. в год. Срок окупаемости. 1.5 года

2015

 

 

4.5

2016

 

 

 

5

Модернизация газовой котельной

Отдел транспорта и связи,

ОАО «Владимирпассажиртранс

2014

 

 

 

Экономия расхода природного газа 0,642 млн.руб. в год. Срок окупаемости 3,9 года

2015

5,0

 

2016

 

 

 

6

Замена светильников ДРЛ на светодиодные, (191 ед.)

 

ОАО «Владимирпассажиртранс

2014

 

 

 

Экономия расходов на электроэнергию 1,285 млн. руб. в год. Срок окупаемости. 0.8 года

 

2015

 

 

1,15

2016

 

 

 

 

31.03. 2015. Гл. инженер ОАО Владимирпассажиртранс /М.Сонин/